Про главное…

На прошлой неделе завершил работу Сибирский гражданский форум. Он значительно отличался от тех форумов, в которых организации ЗКДОО «РЮЗ» принимали участие с 2002 года. С итогами форума, касающимися жизни и деятельности детских организаций Забайкальского края мы познакомим всех наших читателей на страницах сайта.

Самой главной  для детского движения стала площадка, которая работала  на базе ЗабГГПУ. Она  включала: тренинг для подростков, студентов и педагогов «Качели времени» и международный симпозиум «Подросток в современной социокультурной ситуации». Формой проведения симпозиума стали На закрытии форума руководитель площадки Т.К.Клименко озвучила принятую участниками резолюцию,

РЕЗОЛЮЦИЯ

20-21 октября 2011 г.

г. Чита

В рамках Международного гражданского форума «Сибирь – территория мира и согласия» работала площадка на базе ЗабГГПУ, которая включала тренинг для подростков, студентов и педагогов «Качели времени» и международный симпозиум «Подросток в современной социокультурной ситуации». Данная площадка была посвящена «Году подростков – поколению будущего».

Организаторы: Министерство образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края; ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского»; ГОУ ДПП «Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»; Комитет образования Администрации городского округа «Город Чита»; комитеты образования Дульдургинского, Карымского, Краснокаменского, Читинского, Шилкинского районов.

Идея симпозиума: подростковый возраст – динамичный, самоценный, уникальный период в становлении личности, требующий комплексного, полинаучного исследования, координации воздействий и взаимодействий специалистов различных институтов социализации, компетентного медико-социально-психолого-педагогического сопровождения.

Целью международного симпозиума является:

–                   анализ и обсуждение проблем становления личности подростка в современной социокультурной ситуации;

–                   предоставление возможности специалистам разных направлений и институтов гражданского общества обсудить результаты своих исследований и практических наработок по проблемам подростка;

–                   содействие формированию открытого общественно-педагогического мнения о путях решения проблем вхождения подростка в мир взрослых;

–                   объединение и координация усилий общественности, родителей, педагогов, органов местного самоуправления в оптимизации процесса социализации подростка в современном социуме.

Тренинг для подростков «Качели времени» — авторская разработка доктора педагогических наук, профессора Московского гуманитарного педагогического института, директора ДИМСИ Сергея Владимировича Тетерского, который вместе с методистом ЗабКИПКРО Тебеньковой Ольгой Борисовной выступил ведущим этой встречи 600 подростков, студентов, магистрантов, педагогов, журналистов со своим будущим.  В основе тренинга – современные разработки в области форсайт-проектирования, футурологии, прогнозирования, политического и стратегического анализа. Позитивное восприятие личного будущего, связанного со своей успешной семьей и Родиной, становится сегодня важной компетенцией для каждого молодого человека. Тренинг построен по принципу общения с собой в будущем, поиска ответов на самые главные жизненные вопросы, что позволило интерактивно, увлекательно и эффективно научиться самоорганизовывать свою жизнь.

В рамках международного симпозиума «Подросток в современной социокультурной ситуации» были обсуждены следующие вопросы:

  • Здоровье подростка и его сбережение;
  • Социализация подростка: роль воспитания, государства и гражданского общества;
  • Информационная безопасность подростка;
  • Этническая толерантность подростков;
  • Семья как фактор психо-эмоционального благополучия подростков;
  • Духовно-нравственное и патриотическое воспитание подростков;
  • Взаимодействие различных институтов воспитания в процессе социализации подростков;
  • Культура межличностного общения;
  • Создание условий для проявления и развития творческой одаренности;
  • Подросток в трудной жизненной ситуации;
  • Детское движение как социальный институт гражданского общества.

Формой проведения симпозиума стали переговорные площадки по ключевым аспектам подросткового возраста, модератором которых выступила доктор педагогических наук, профессор Тольяттинского государственного университета Ирина Викторовна Руденко.

В работе приняли участие 150 человек, в том числе: из образовательных учреждений разного уровня (школы, лицеи, гимназии, УДО, органы управления образованием) – представители России и Монголии.

Основные направления работы симпозиума обсуждались в ходе работы 6 переговорных площадок, на которых выступило 25 докладчиков, 40 экспертов, просмотрены 7 видеоматериалов:

— «Детское движение как социальный институт гражданского общества» (тьютор – Т.А.Бусоедова – ведущий специалист управления внутренней политики краевой администрации);

— «Здоровье подростка как потенциал социально-демографического развития государства» (тьютор – Н.В. Солдатова — к.э.н., начальник отдела демографической политики Министерства трудовых ресурсов и демографической политики Забайкальского края);

— «Феномен подростка и координация воздействий и взаимодействий» (тьютор – Т.К.Клименко, д.п.н., профессор);

— «Воспитание и социализация современного подростка» (тьютор диалогов  – А.В. Рогова, д.п.н., проф.);

— «Развитие одаренности подростков» (тьютор – Е.Ю. Ольховская,  д.п.н., проф.);

— «Подросток в трудной жизненной ситуации» (тьютор – Калашникова С.А., к.психол.н., декан факультета).

На симпозиуме были выявлены общие проблемы и возможные способы и механизмы их преодоления в работе с подростками.

В процессе работы переговорных площадок участники обсудили научные,  организационно-управленческие и методические проблемы, связанные с подростком и его окружением.

Участники симпозиума в своих выступлениях обратили внимание на изменения, происходящие в системе образования Забайкальского края по отношению к подростку.

За последние годы появились:

— новые детские и молодежные объединения (РЮЗ, Роднички, Искра, РСМ и др.);

— образовательные учреждения патриотической направленности (Краевая кадетская школа-интернат, кадетские классы в разных школах, Суворовское училище, Пост №1 и др.);

— образовательные учреждения, направленные на развитие различных видов одаренности (школа-интернат для спортивно одаренных детей, краевой лицей для одаренных детей, откроется лицей искусств).

Обновлена и перестроена деятельность учреждений дополнительного образования, устанавливаются связи с конфессиями в контексте духовно-нравственного воспитания подростков.

Увеличивается количество конкурсов, различных видов грантовой деятельности для проявления социальной активности подростков: «Будущее Забайкалья» и др.

Отмечается необходимость особо ценностного отношения к детству и отрочеству человека как к уникальному периоду его жизни, когда закладываются и формируются социально значимые свойства личности.

Это возможно, если школа будет воспитывать молодое поколение как будущих родителей в уважении к семье как главной ячейке общества, к её культуре и народным традициям. Семейное и общественное воспитание неразрывно связаны между собой, в них используются одни и те же подходы и методы.

Необходимо объединить усилия родителей и школы, чтобы подростки получали не опыт уличной субкультуры и ширпотреба, а первые здоровые нравственные уроки жизни в семье, в рамках культурного образовательного пространства.

Участники симпозиума протестуют против насаждений самых низменных человеческих чувств через СМИ и интернет. В сознание подрастающего поколения насаждается культ насилия, садизма, предательства, культивируется хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, страх друг перед другом, национализм и вражда народов.

Участники симпозиума считают, что более целесообразным в современном образовании являются: выстраивание позитивного отношения к будущему человека, вера в добро, справедливость, создание ситуаций успеха, взаимоподдержка, соборность, толерантность, уверенность в своём таланте, ориентация на семейные ценности.

Социально-медико-психолого-педагогическое сообщество симпозиума определило следующие приоритеты в области воспитательной работы с подростком:

1. Приверженность идее об уникальности каждого подростка, необходимости учёта психологических особенностей на основе построения индивидуальной траектории и изучения лучших практик ведущих образовательных учреждений России и Монголии.

2. Комплексный (медико-психолого-педагогический) подход к изучению личности подростка и его окружения, способствующий сохранению мира детства в духовно-нравственном климате, нетронутым, неприкосновенным в своей значимости.

3. Формирование у подростков представлений об уважении к человеческому достоинству, правам и ответственности человека, культурному многообразию, толерантности, дружбе народов.

4. Сотрудничество с основными религиозными конфессиями, в которых подростку (при одобрении семьи) предоставляется возможность обрести цель и смысл жизни, средства, с помощью которых можно достичь продуктивного социального поведения, включиться в систему непрерывного  духовного совершенствования.

5. Совершенствование воспитывающей среды в образовательном учреждении как объекта детско-молодежного самоуправления и увеличения ответственности взрослых в общественно-государственном управлении школой.

6. Поддержка детских и молодежных общественных объединений, наибольшим образом влияющих на самоорганизацию подростка, его включенность в реальные социальные преобразования в своей семье, малой Родине и мире.

Участники предлагают издать сборник статей участников симпозиума (срок – декабрь 2011 года);  провести в 2012 году:

— Научно-практическую конференцию «Воспитание в современных социально-культурных условиях» (апрель)

— Фестиваль-парад детских и молодежных общественных объединений, приуроченный к 90-летию создания Всесоюзной пионерской организации (май).